Фитостены – это озеленение внешних и внутренних стен домов. Эко тренд появился в Париже, был оценен как интересный, и быстро распространился по всему миру. Особенно ценятся зеленые уголки в крупных городах, где загазованность воздуха достигла высоких показателей.
В Москве и Санкт-Петербурге немало фирм получают основной доход с производства и/или монтажа фитостен. В прочих крупных (и тем более небольших) городах России такой бизнес набирает обороты, и вы вполне успеваете занять отличную нишу на рынке. Прежде всего вертикальное озеленение подойдет тем, кто зарабатывает ландшафтным дизайном, – как дополнительная услуга. Также вы можете начать свое дело с нуля.
Что такое фитостены
Мы платим большую цену за цивилизацию. Жизнь в черте города – значит, мало прогулок, мало свежего воздуха. Как следствие – головные боли, плохое настроение и стрессы. Зато как приятно бывает вырваться в лес или парк – или, как вариант, устроить кусочек парка у себя дома или в собственном офисе. Такое интерьерное решение – не только плюс к экологии, но и очень стильный декор. Фитостена украсит существующую стену или будет служить перегородкой и зонировать помещение.
Конструкция фитостены (или варианты поменьше – фитомодули, фитокартины) – это пластиковый или металлический профиль, к которому крепятся емкости с грунтом. Систему ставят на расстоянии 6-8 см от стены. Живая конструкция оборудуется автополивом с таймером. В ящики высаживают различные виды растений – от мха до декоративно цветущих. Поскольку полив и опрыскивание – это постоянная влажность, стену помещения изолируют с помощью пленки из ПВХ. Также конструкция включает поддон для жидкости и насос для подъема воды. Мощность зависит от высоты зеленой зоны: чтобы поднять воду на 1 м, насос должен иметь 1,5 м рабочего давления.
Преимущества бизнеса
- Малая конкуренция. Эта разновидность ландшафтного дизайна мало раскручена, особенно в небольших городах;
- Новая и интересная ниша, возможность создавать необычные интерьеры;
- Озеленение внутри помещений можно делать круглый год, в отличие от ландшафтного дизайна, который является строго сезонным;
- Не требуется постоянный офис (экономия на аренде).
Затраты на старте – 230000 рублей.
Расходы на 1 заказ – примерно 30000 рублей.
Цена фитостены – от 40000 рублей за кв.м.
Срок окупаемости – от 3 месяцев.
Портрет вашего клиента
Основные заказчики фитодизайна – это, прежде всего, предприниматели.
- Крупные торговые центры. Исследования в США показали, что магазины и ТЦ с зелеными интерьерами получают больше выручки от продаж.
- Офисы. Согласно исследованиям, сотрудники в таких офисах меньше болеют, более терпимы к коллегам и начальству. Кроме того, эко-направление – это модно и стильно.
- Салоны красоты, кафе, клубы, фитнес-центры, частные клиники. Если стоит выбор между двумя похожими заведениями, клиент чаще выберет то, где есть живые растения.
- Городские администрации. При всей косности и бюрократизме, власти могут оценить преимущества фитостен: они скрывают недостатки ремонта, выравнивают температуру воздуха в помещении и изолируют от шума.
- Также вы можете заинтересовать своей идеей частных клиентов, владельцев квартир в черте города.
Виды заработка на вертикальном озеленении
Работа с фитодизайном предусматривает различные виды услуг:
- Изготовление конструкций. Конструкции для живых стен изготавливаются чаще всего из металла, древесины или пластика. Пошаговые инструкции по запросу “фитостена своими руками” можно найти в интернете, как вариант – купите готовую систему и разберите ее, чтобы вникнуть в особенности конструкции на собственном опыте. Это самая сложная и трудоемкая часть, и если вы новичок, советуем остановиться пока на пунктах 2 и 3. Помимо крупных систем можно изготавливать фитомодули и фитокартины – портативные изделия, в которых корневая система живет в гидропонной среде.
- Монтаж фитостен. Вы делаете замеры и покупаете готовые комплектующие у компании-производителя. Сюда входит присоединение поливочной системы, установка ящиков и наполнение землей, высадка растений. Если хотите снизить затраты, заключите договор с производителем о том, что будете покупать конструктивные элементы по ценам ниже рыночных. Также найдите в своем городе хороший магазин комнатных растений и договоритесь об оптовых закупках.
- Обслуживание. Подразумевает подкормку, избавление от пыли, замену, уничтожение вредителей. Также осмотр креплений, проверку конструкции, небольшой ремонт.
Также сюда входит контроль за посадками:
- Осмотр.
- Подкормка.
- Избавление от пыли, лакировка листьев.
- Замена погибших растений.
- Профилактика и уничтожение вредителей, лечение болезней.
- Избавление от сухих листьев и веток.
Это самый простой вид работ. Все ваши вложения – покупка растений, подкормки и специальных средств. Если вы начинаете с обслуживания, заключите договор с фирмой, монтирующей вертикальные сады. Ее специалисты будут рекомендовать вас своим заказчикам. Учтите, что для постоянного и стабильного заработка вам потребуется несколько клиентов на постоянное обслуживание. Также этот вид дохода больше подходит для крупных городов, где уже налажено производство и монтаж фитоконструкций.
Желательно иметь возможность оказывать все услуги, в этом случае затраты будут минимальными, а загруженность – максимальной и, соответственно, будет расти доход. Однако, если вы решите ограничиться более простыми вариантами – это не проблема: сегодня многие компании производят элементы каркасов и предоставляют удобные и простые инструкции по монтажу.
С чего начать “зеленый” бизнес до 300 тысяч рублей
Вам потребуется регистрация ИП с налоговой ставкой 6% от дохода. Патент на работу не нужен. Самый подходящий код ОКВЭД для вас: 81.30 – Деятельность по благоустройству ландшафта.
Ваши первоначальные расходы
- Регистрация ИП – 10000 р.
- Закупка материалов на первом этапе – 20000 р.
- Финансовый учет: программа CashFly или таблицы Excel – бесплатно.
- Собственный сайт, контекстная и таргетированная реклама – 100000 р.
- Заработная плата сотрудникам (дизайнер, установщик, менеджер) – 100000 р.
На старте один работник может выполнять несколько функций.
Затраты на производство
Для 1 кв.м стены вам потребуется:
- Поддон для воды – 300 р.
- Конструктивные элементы каркаса – 9000 р.
- Помпа и шланги – 400 р.
- Лист ПВХ – 600 р.
- Комнатные растения с грунтом – от 1500 р.
По опыту компаний, которые давно работают в этом деле, в первые месяцы чистая прибыль составит от 50000 рублей. Доход зависит от масштаба работы и числа клиентов. Преимущества – сравнительно низкие затраты, высокая маржа и быстрая окупаемость.
Риски бизнеса на вертикальном озеленении
Самый большой риск – это низкая раскрученность. Пока что люди мало знакомы с этим направлением в дизайне. Мы распределили способы уменьшить риск: от самых дешевых к самым дорогим.
Как уменьшить риск:
- Бесплатно. Создайте объявления на бесплатных досках: avito.ru, avizo.me и других. Это – самый бюджетный вариант для вас, который требует только времени. Подберите качественные фото – собственные или найденные в сети. Чужие фото должны быть без меток владельца, желательно с фотостоков. Также в работе на досках очень важны ключевые слова. Мы подобрали список самых популярных ключевых слов из поиска Yandex и Google. Используйте их в названиях и в текстах объявлений: одно ключевое слово – одно объявление. Естественно, следите за тем, чтобы ключевые слова соответствовали вашей деятельности: если вы не продаете сами растения для фитостены, эту фразу лучше не использовать.
вертикальное озеленение | конструкции для вертикального озеленения | стена из растений |
вертикальное озеленение интерьера | модули для вертикального озеленения | фитокартина |
вертикальное озеленение квартиры | озеленение интерьера | фитомодуль |
вертикальное озеленение конструкции | озеленение квартиры | фитомодуль для вертикального озеленения |
вертикальное озеленение помещений | озеленение офиса | фитостена |
вертикальное озеленение стен | озеленение помещений | фитостена в квартире |
вертикальные сады | озеленение стен | фитодизайн |
живые стены из растений | растения для фитостены |
- Бесплатно. Заведите странички в социальных сетях. Не для “котиков”, а ради портфолио и полезных советов. Что можно постить еще? Посмотрите самых читаемых конкурентов.
- Практически бесплатно. Для начала беритесь за самые простые задачи: обслуживание и монтаж систем. Производство конструкций – это самый трудо- и финансово затратный этап, не стоит начинать со сложного.
- Практически бесплатно. Договоритесь со знакомыми: владельцами офиса, салона красоты или кафе. Сделайте им скидку на свою работу – за возможность оставить визитки или флаеры. Выиграют все: они получат наплыв клиентов в такое приятное место, а вы – новых заказчиков.
- Практически бесплатно. Участвуйте в выставках, посвященных строительству и дизайну.
- Недорого. Используйте максимальное количество источников рекламы. Это необязательно должно быть дорогое ТВ или баннеры. Используйте таргетированную рекламу ВКонтакте и Facebook, возможности Яндекс Директ и Google Adwords. Эти системы очень лояльны к начинающим предпринимателям, имеют очень простые пошаговые руководства по запуску и принимают минимальные суммы. Кроме того, на рекламу иногда выдаются промокоды – в подарок.
- Возможно, дорого. Общайтесь с директорами торговых центров и предприятий, предлагайте свои услуги, делайте скидки. Если это для вас психологически трудно, придется нанять менеджера по продажам.
- Возможно, дорого. Сотрудничайте с предприятиями в смежных сферах – цветочными магазинами, студиями дизайна, архитектурными бюро, строительными фирмами.
- Возможно, дорого. Для полномасштабной раскрутки вам понадобится сайт. Для начала воспользуйтесь бюджетными конструкторами сайтов, а в будущем создайте собственный – с нужными вам функциями. Привлекайте пользователей контекстной рекламой. Используйте ключевые слова, которые мы перечислили выше, и ищите дополнительные в Yandex Wordstat.
- Дорого. Если можете это себе позволить – наймите маркетолога на первоначальную раскрутку своего дела.
Трудно выбрать правильное место для работы. Большой город – много спроса, но и больше конкурентов. Маленький город – низкая конкуренция и невысокий спрос. Продумайте этот риск еще на стадии планирования.
Производственные сложности. Вы должны быть одновременно ландшафтным дизайнером, установщиком и менеджером. Или нанять всех этих людей и платить им достойную зарплату. Как вариант, наймите начинающих специалистов, которые только нарабатывают профессиональный опыт.
Сложности ухода. Различные насаждения требуют разной освещенности, температуры воздуха и разного полива. Нужно тщательно подбирать “соседей” и хорошо разбираться в вопросе.
Грамотный пиар
Рекламируйте не сам фитодизайн (красиво смотрится – это не реклама), а выгоду от него. Примеры:
- Шумоизоляция и теплоизоляция, оптимальная влажность в помещении, много свежего воздуха.
- Декоративная функция: пышные листья украшают интерьер и, кроме того, скрывают недостатки.
- Вертикальный сад-перегородка зонирует помещение, создает уютную обстановку.
- Повышает работоспособность персонала, уменьшает количество “больничных” в офисе.
- Привлекает посетителей – в кафе и ресторанах клиенты подсознательно садятся поближе к зелени.
Читайте также статью о том, как преуспеть в бизнесе
Огромное спасибо за ваш труд , все прочёл в будущем собираюсь начать это дело