Учимся составлять бизнес-план открытия гостиницы
Гостиничный бизнес в России давно считается прибыльным делом, особенно в курортных городах или крупных исторических центрах. Главное, правильно рассчитать все затраты и доходы. Для того, чтобы составить бизнес-план гостиницы, необходимо определить основную концепцию. Это может быть строительство большого гостиничного комплекса «с нуля» или организация мини-гостиницы до двадцати номеров. Все зависит от бюджета и реального спроса в данном регионе, а также уровня конкуренции. Мы рассмотрим в данном примере, как составить бизнес-план гостиницы в Санкт-Петербурге.
Перед самым началом планирования и расчетов необходимо определить основную целевую группу нашей гостиницы. То есть нужно разбить будущих постояльцев на группы по определенным признакам – роду деятельности, возрасту, предпочтениям, уровню доходов. Все эти данные составят портрет будущего потребителя услуг гостиницы. Это также даст возможность разработать маркетинговую стратегию, для формирования общего фирменного стиля, названия и продвижения.
- Читайте также: Как открыть хостел
Резюме проекта
В данном проекте будет рассчитан бизнес-план небольшой гостиницы на 12 номеров. Ценовая категория – средняя. Основным конкурентным преимуществом будет ориентировка на максимальный комфорт и безопасность постояльцев, гибкая ценовая политика и предоставление дополнительных услуг. Сроки окупаемости проекта – 2,5 года. В дальнейшем планируется расширение количества гостиничных номеров.
Маркетинг проекта
Обзор рынка
На данный момент в Санкт-Петербурге функционирует более 25 крупных гостиничных комплексов и гостиниц среднего класса, и более 50 – небольших гостиниц-салонов. Основными конкурентами небольших гостиниц, однако, являются не крупные отели, которые находятся в другой ценовой категории, а посуточно сдаваемые квартиры и апартаменты. Чтобы конкурировать с ними, требуется четко выраженная общая концепция, высокий уровень обслуживания клиентов, реклама и продвижение.
По обзорам экспертов, распределение долей рынка всех игроков гостиничного бизнеса Санкт-Петербурга, выглядит следующим образом:
- крупные отели — 63% рынка;
- средние и мини-гостиницы — 27% рынка;
- аренда квартир посуточно -10 % рынка.
Общая концепция проекта
Бизнес-план мини-гостиницы начинается с разработки ее концепции. Для нашего проекта портрет будущего постояльца выглядит следующим образом: его доход средний и выше среднего, он приезжает в город в командировку по работе или просто посмотреть город, любит комфорт, ему необходимы средства связи, дополнительные услуги по бронированию билетов и т.д.
Целевая группа:
- деловые люди, которые приехали в командировку по рабочим вопросам;
- туристы и гости города.
Услуги мини-гостиницы:
- размещение в гостиничных номерах;
- кейтеринг;
- бронирование билетов;
- услуги водителя;
- другие дополнительные услуги.
Готовый пример бизнес-плана открытия гостиницы
Организационный план
В данном проекте мини-гостиницы строительство нового здания не предусмотрено, так как это связано с большими финансовыми и временными затратами. Расчет будет проводиться для реконструкции и благоустройства 4 коммунальных квартир на 1 и 2 этаже, для получения 12 номеров. Общая стилистика будет выдержана в стиле модерн, так как основной сегмент постояльцев – современные деловые люди и предпочитают именно такой стиль. Все элементы интерьера будут выдержаны в общей концепции, это также будет прослеживаться в рекламных материалах.
Организационные мероприятия будут выглядеть следующим образом:
- покупка квартир;
- перевод их в нежилой фонд (так как по законодательству, гостиница может находиться только в нежилом фонде);
- согласование всех необходимых документов в СЭС, пожарной службе и санэпидемстанции;
- ремонт квартир и реконструкция их под номера в соответствии с гостиничными стандартами;
- оформление номеров в соответствии с фирменным стилем гостиницы;
- подбор персонала;
- проведение рекламной кампании.
Требования к помещению
Выбор помещения должен учитывать следующие параметры:
- приоритет – близлежащим районам с железнодорожными и автовокзалами, аэропортами;
- возможность удобного подъезда транспорта и обустройство собственной парковки;
- желательно помещения на первом-втором этаже;
- возможность реконструкции помещений и оформления фасада (так как при переоборудовании домов, которые относятся к памятникам архитектуры, могут возникнуть сложности при разрешении соответствующих работ);
- наличие расположенных рядом магазинов и кафе будут плюсом, так как организовать собственное питание для мини-гостинницы достаточно сложно).
Персонал
В гостиничном бизнесе очень важно правильно подобрать персонал, так как часто от качества обслуживания зависит, вернется ли постоялец снова. Для обслуживания понадобится следующий персонал:
- управляющий – ведет все стратегические, организационные и финансовые вопросы;
- администратор – размещает клиентов, бронирует номера, отвечает на звонки, отвечает за расчеты с клиентами, решает общие вопросы;
- охранник;
- горничная — убирает номера и другие вспомогательные помещения;
- технический работник – ремонтирует и поддерживает в исправном состоянии все системы жизнеобеспечения.
Реклама и продвижение
Для привлечения постояльцев необходимо провести следующие мероприятия по продвижению:
- разработка и раскрутка сайта в Интернете;
- размещение в специализированных журналах (туристические услуги, бизнес-издания);
- размещение наружной рекламы в районе железнодорожного и автовокзалов;
- разработка системы скидок для постоянных клиентов.
- покупка недвижимости – 9-10 000 000 рублей;
- оформление всех соответствующих документов по переводу в нежилой фонд и согласование со службами БТИ, СЭС, и другими – 150 000 рублей;
- регистрация общества с ограниченной ответственностью – 30 000 рублей;
- ремонт помещений и адаптация их к гостиничным стандартам с установкой систем вентиляции, кондиционирования и пожаротушения – 3-4 000 000 рублей;
- покупка мебели, сантехники, ТВ – 1 000 000 рублей;
Финансовый план
Затраты первоначальные
Итого необходимость в первоначальных средствах составит 13 180 000 рублей.
Затраты ежемесячные
- оплата персонала – 150 000 рублей;
- эксплуатационные расходы – 100 000 рублей;
- затраты на рекламу – 30 000 рублей.
Итого затраты ежемесячные составят 280 000 рублей.
Планируемая выручка
При расчете выручки нужно учитывать среднюю наполняемость номеров и сезонные перепады, а также снижение цен в эти периоды. При средней цене за ночь в одноместном номере в 2500-3000 рублей, в среднем, оборот за месяц составит около 800 000 рублей в месяц. При интенсивной рекламной кампании выручку можно увеличить на 20-30%.
Окупаемость проекта
С учетом ежемесячных затрат выручка в год составит 5-6 000 000 рублей. Сроки окупаемости проекта – 30-35 месяцев.